Храмцова Диана Юрьевна

Моя профессиональная деятельность


Педагогическое кредо

Дети нас не слышат, они на нас смотрят…
  • Учитель начальных классов
  • Классный руководитель 3 В класса
  • Общий трудовой педагогический стаж 24 года
  • Квалификационная категория: высшая
  • Участник краевого конкурса «Учитель года Кубани – 2014»
  • Участник муниципального конкурса “Учитель года Ейского района – 2018 по основам православной культуры”

Разработки занятий кружка “Истоки”

Эссе

Я – учитель начальных классов, и, значит, в своём роде, универсал, как и все мои коллеги. Мы знаем методику преподавания всех предметов, которые есть в начальной школе. Нет в школе учителя изобразительного искусства – и мы будем рисовать с детьми. Нет отдельного преподавателя музыки – будем с ними петь. Нет учителя физической культуры? И это сможем, наденем спортивную форму и проведем урок. И только один предмет нас не учили преподавать в университете. В то время даже невероятным показалось бы, что такой предмет может появиться в школе. Но всё меняется, и вот введен курс «Основы православной культуры».
Я – учитель, и, значит, должна ввести этот предмет так, чтобы детям было интересно. Поэтому, в первую очередь, захотела узнать, что думает о преподавании ОПК сам автор учебника Кураев А.В.
Его советы звучали так: «Нельзя призывать детей к религиозной практике. Это требование идет вразрез с той аксиомой педагогики, которая считает, что знания должны превращаться в навык: раз ты что-то узнал, то немедленно преврати новые знания в действие. Но в нашем курсе нельзя призывать превратить знания о религии в религиозные действия. Императивы в классе могут быть только двух видов – обучающие и нравственные.
Можно призывать детей «Подумайте!»
Можно призвать детей: «Спешите делать добро!»
Но нельзя призвать: «Молитесь, Поститесь!»
Казалось бы, понятно, что автор предлагает давать ученикам некоторые знания о религии, но в большей степени, он хочет, чтобы учитель на примере материала учебника воспитывал и развивал в детях милосердие, доброту и другие нравственные качества, которые присущи Человеку с большой буквы.
Мы и на других уроках стараемся воспитывать в детях эти качества. Казалось бы, что тут трудного?
«Я слишком часто бился головой о стену, вот родничок и зарос», – говорит герой известного фильма, объясняя свою бесчувственность. С такими «заросшими родничками» я и столкнулась, когда в первый раз вела этот курс. Если бы это были не мои ученики, я бы поразилась: с детьми никогда не говорили о милосердии и доброте до этого урока! Их совершенно не интересовали предложенные для чтения притчи и рассказы о нравственных подвигах, зато с жадным интересом слушали они всё, что касалось религии. Им было интересно узнать о том, что написано в Библии и Евангелии, как молятся в церкви, почему верующие люди носят крест, чему посвящены церковные праздники, кого изображают на иконах, почему на храмах купола бывают разного цвета…
Мне был понятен их интерес: родители приносят их в церковь в младенческом возрасте, чтобы священник совершил обряд крещения, а потом словно забывают об этом. Редко кто из родителей ходит в церковь с ребёнком, редко кто сам знает и может ответить на детские вопросы о религии. Нельзя их за это осуждать, ведь наше поколение воспитывалось на других идеалах. Я и сама, ведя этот курс, о многом узнавала впервые, но ведь так и должно быть: учитель всегда учится вместе со своими учениками.
Всё-таки я тогда сумела достучаться до их сердец, и, как советовал автор, мы стали рассматривать христианскую веру именно с точки зрения нравственности. Она не учит ничему плохому, а только хорошему – доброте, милосердии, честности, послушанию… Уроки проходили интересно, дети много сами рассуждали, делали выводы. Но у меня осталось ощущение, что в четвёртом классе начинать этот курс поздно, надо раньше, пока «родничок не зарос». Начинать с нравственных норм, а потом, когда дети станут старше, говорить о христианстве как о религии.
Выпустила четвероклассников, набрала новый класс. Эмоции, касающиеся нового предмета, поутихли за лето. А вспомнила я об этой идее на уроке Окружающий мир, когда детям было предложено ответить на вопрос: «Благодаря чему появилась жизнь на Земле?» Проверяю тест и вижу, что большая часть класса, вместо ожидаемого слова «вода», написала «Бог». И это после долгого рассказа о роли воды, после чтения стихотворения И. Шкляревского, в котором прямо говорится:
…И ужи, и бобры, и лисицы,
И плакучие ивы, и цапли
Родились из таинственной капли!
Я – учитель, конечно, я должна давать детям научные знания, но нельзя забывать о том, что мы растим человека, который свободен в своём выборе: верить или не верить.
Сейчас я веду кружок «Истоки», программа которого построена именно так: от нравственных норм, рассмотренных на примере сказок и советских мультфильмов, к знаниям о христианской вере. Глядя, как увеличивается число учеников, посещающих кружок, понимаю, что это нужное дело и для меня, и для этих детей, в которых наше будущее. От них зависит, каким будет мир: добрым и милосердным или злым и жестоким. А задача любого учителя, а значит, и моя, – направить их по правильному пути.

Мой фотоальбом

Методические материалы

Разработки уроков

Comments are closed